Posted 13 декабря 2019,, 07:29

Published 13 декабря 2019,, 07:29

Modified 3 ноября 2022,, 18:42

Updated 3 ноября 2022,, 18:42

Интервью: специалист РУТ Олег Покусаев о подготовке кадров для ВСМ

13 декабря 2019, 07:29
Проекты ВСМ могут запустить только специалисты высокой квалификации. Способны ли российские вузы подготовить необходимые кадры? Этот и другие вопросы мы адресовали Олегу Покусаеву, начальнику Управления по новым продуктам и технологиям РУТ (МИИТ).

Строительство высокоскоростных магистралей – принципиально новый для страны высокотехнологичный проект. Он стимулирует использование передовых технологий и развитие наукоемких отраслей. Транспортной отрасли необходимо иметь в резерве сотрудников с широким набором компетенций, который может меняться в соответствии с новыми вызовами. Современная транспортная система в процессе развития опирается во многом на цифровые технологии, роботизированные комплексы.

Олег, так как же сегодня обстоят дела с подготовкой кадров для ВСМ? Готовы ли вузы к этому вызову, есть ли у них соответствующие компетенции, технологии? Или будем все это заимствовать в других странах?

Олег Покусаев: ВСМ — это проект, который даст толчок развитию не только конкретной железнодорожной линии, но и системе транспортного образования, науке, промышленности, строительных технологий, систем электроэнергетики, подвижного состава, сервиса и так далее. Когда мы оцениваем ВСМ, используя эксплуатационные, операционные, экономические показатели, то может показаться, что этот проект недостаточно эффективен. Но если смотреть на этот проект как на проект развития, тогда мы поймём, что результаты, которые мы можем получить, будут сопоставимы с теми, что мы получили 210 лет назад, когда начали строить железные дороги. Последние десять лет мы достаточно успешно готовим кадры для эксплуатации транспорта, участвуем в ряде проектов по модернизации транспортной системы, поэтому могу с уверенностью сказать, что наши вузы смогут подготовить кадры. Более того, вузы будут развиваться вместе с такими проектами, как ВСМ.

Какие действующие проекты развития у нас есть? На что мы можем рассчитывать в перспективе?

Олег Покусаев: Сегодня у нас есть проект развития Московской транспортной системы: МЦД, МЦК. И вузы способны удовлетворить их потребность. Появляется задача создать новую систему СЦБ, разработать новую тарифную систему - и к этим вызовам вузы готовы. Если говорить об изменениях в высшей школе, то это глобальная конкурентоспособность, которую мы стали ощущать.

Если раньше система была достаточно закрытой, то теперь другие вузы и компании, российские и международные, выходят на рынок образования и подготовки кадров. Вузам становится сложнее, конкуренция растёт, и она стимулирует всех участников процесса к развитию. Поэтому, подчеркну – ВСМ нужны для вузов так же, как вузы нужны для ВСМ. Появляются проекты развития в транспорте - появляются проекты развития в транспортном образовании, и наоборот.

Готов ли ведущий транспортный вуз России взаимодействовать с зарубежными коллегами или опять будем изобретать велосипед, искать свой уникальный путь развития ВСМ?

Олег Покусаев: Это вопрос не только к вузам, а к проекту в целом. Я думаю, что ВСМ невозможно построить сегодня исключительно на российском опыте. Просто потому, что ВСМ уже работает за рубежом. Отсюда и решение кадрового вопроса. Мы что-то возьмём из существующей базы. Всё-таки ВСМ — это железная дорога, а у нас 210 лет опыта в создании систем железнодорожного транспорта. Мы понимаем, как устроено земляное полотно, контактная сеть. Другое дело, что некоторые технологии мы сегодня заимствуем за рубежом и намерены интегрироваться с зарубежными партнёрами.

Есть ли вина российской транспортной науки в том, что у нас сегодня нет высокоскоростной магистрали?

Олег Покусаев: На этот вопрос я отвечу коротко: виноват тот, кто продолжает жить поговоркой: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Нам надо перестать мерить, думать и начать действовать. Транспортная наука в ближайшие 210 лет будет развиваться при условии, что мы начнём что-нибудь делать.

"