Posted 6 июня 2019,, 07:58

Published 6 июня 2019,, 07:58

Modified 3 ноября 2022,, 18:05

Updated 3 ноября 2022,, 18:05

Евгений Люлин о развитии и проблемах сельского хозяйства Нижегородской области

6 июня 2019, 07:58
Вице-губернатор Нижегородской области Евгений Люлин в интервью NewsNN рассказал, как в регионе развивается сельское хозяйство, какую поддержку оказывает государство, на что идут инвестиции, каких проектов не хватает и почему много гектаров земли пустует.

- Сельское хозяйство – огромная отрасль. Как оно развивается в Нижегородской области? Какие подотрасли требуют особого внимания?

- Сельское хозяйство всегда и во всем мире требовало и требует особого внимания. Везде государство дотирует сельское хозяйство, потому что цены для населения на сельскохозяйственную продукцию постоянно повышать нельзя, несмотря на изменяющиеся экономические условия. Продукты питания должны оставаться доступными, от этого зависит благополучие любой страны.

Сельское хозяйство - это очень сложное производство, несмотря на то, что на первый взгляд может показаться простым: семечко воткнул, и оно практически само выросло. Все не так. Требуются большие трудозатраты, финансовые вложения, и все равно на урожае может сказаться множество непредсказуемых факторов, особенно в климатической зоне рискового земледелия, как в Нижегородской области.

В Европе средние дотации доходят до 45% от стоимости единицы продукции. То есть, если единица продукции стоит один евро, то государство во многих странах доплачивает производителю порядка 45 центов. В США чуть побольше. Россия значительно уступает по этому показателю. У нас дотации раз в 10 ниже.

Есть такой экономический показатель, как самообеспеченность региона продовольственной продукцией. Он, в каком-то смысле, несправедливый, потому что нет такого региона в мире, который полностью обеспечил бы себя всей продовольственной продукцией.

В глобальном мире (если вынести за скобки политику, ведь тотальная зависимость от сторонних поставок продуктов – это угроза устойчивости экономики) это не так важно. Курицу, даже если ты не производишь, то тебе ее привезут. Хочешь – из Израиля, хочешь – из Америки. Но уровень развития сельского хозяйства на отдельной территории определяется во многом по самообеспеченности.

Мы полностью себя обеспечиваем зерном, картофелем, мясом птицы, яйцом и др. Это наши несомненные плюсы. Из минусов – мы еще не достигли самообеспечения молоком. Сейчас показатель составляет 73-75%, несмотря на то, что мы каждый год увеличиваем долю производства молока. Рост небольшой, но радует, что он стабильный. Также мы пока не обеспечиваем себя говядиной.

По свинине, я думаю, регион достигнет самообеспечения в ближайший год, когда на полную мощность выйдет Большемурашкинский комплекс. Учитывая, что у нас еще два проекта в заделе – в Сергачском и Ардатовском районах – производство свинины в скором времени будет превышать потребность Нижегородской области. Регион сможет поставлять эту продукцию в соседние области, получать от этого доход, что радует, ведь еще несколько лет назад Нижегородская область по производству свинины серьезно отставала от других регионов ПФО.

Кроме этого, появились и развиваются новые направления. Например, ягодное. Сейчас на прилавках мы видим уже собственные ягоды, причем в достаточно большом объеме. В этом году в Сергачском районе начали выращивать спаржу. Также впервые в истории Нижегородской области начали развивать собственное производство яблок в промышленных масштабах. Для этого нужны особые сорта, которые могут относительно долго храниться, специальные технологии выращивания. Например, в Ардатовском, Шарангском и Воротынском районах в прошлом году заложили около 60 га интенсивных яблоневых садов, эти хозяйства получают господдержку. Подобные производства в районах важны не только с точки зрения самообеспеченности региона, но и потому что позволяют создавать новые рабочие места.

Есть определенные успехи, но есть и проблемы.

- Так чего же не хватает сегодня в сельском хозяйстве?

- Оборотных средств. С одной стороны, довольно много инвестиций. С другой, возвратность этих инвестиций очень длительная. Нет проектов, которые за один-два года можно окупить. В среднем на это требуется 9-12 лет.

Поэтому надо заниматься совершенствованием финансовых механизмов господдержки, развивать собственную переработку сельхозпродукции. По итогам 2018 года рост производства пищевой и перерабатывающей промышленности составил 107%. И в этом году ждем хороший рост.

Переработка – это не просто отдельная отрасль. Благодаря ей увеличивается возвратность капитала, рентабельность. Одно дело продавать сырье, а другое – продукты. Если ты продаешь продукты переработки сырья, это уже совершенно иные экономические показатели.

Также есть проблема вовлечения земли. Около 500 тысяч га сегодня находятся вне сельскохозяйственного оборота по разным причинам. Причем, достаточно много земли принадлежит федеральным структурам, которые очень тяжело с ней расстаются. А земля зарастает…

Это проблема общероссийская, не только Нижегородской области. В частности, многие федеральные государственные предприятия имеют землю, когда-то на ней что-то производили, строили, а сегодня – она пустует. Это абсолютно негосударственный подход.

Почему правительство РФ на это плохо реагирует – я не понимаю. У нас же есть закон о нерадивом использовании земель. Правда, трудно реализуемый. Но механизм существует, и есть удачные примеры его применения.

- Каковы в этом году объемы государственной поддержки АПК региона?

- Объем поддержки в этом году составляет 4,1 млрд рублей. Из них 1,2 млрд – федеральная и 2,9 млрд – областная.

Причем 1,2 млрд рублей из федерального бюджета – это 96% к уровню 2017 года, то есть снижение на 4%. Наши 2,9 млрд – это 124% к уровню 2017 года. То есть мы увеличиваем объем поддержки, а федеральный бюджет разными путями немного снижает. Это нас абсолютно не устраивает. Будем с этим бороться.

- Насколько активно и эффективно производители пользуются поддержкой?

- Пользуются активно. А мы, в свою очередь, стараемся, чтобы это было максимально эффективно.

- На что направлена поддержка?

- У нас не черноземы, а зона рискового земледелия. Поэтому эффективнее всего развивать животноводческие производства. Я считаю оправданным, что значительная часть средств идет на это направление.

Также неплохо развиваются другие небольшие сегменты, например, овощные. Но мы же не можем конкурировать с Краснодарским краем или Ставропольем. Там другое качество земли, другие погодные условия.

Неслучайно бизнес в первую очередь осваивал землю на юге России. Когда началось вливание частного бизнеса в производство, лет 15 назад, все деньги потекли туда, и даже нижегородские. Местные предприниматели и депутаты, в том числе с известными фамилиями, вкладывали денежки не в развитие сельского хозяйства Нижегородской области, а, например, в Краснодарский край. И только сейчас, когда там дележка самого вкусного пирога закончилась, они сюда немного потянулись. По крайней мере, присматриваются.

Конечно, много средств также тратим на компенсацию процентных ставок. Без кредитов сельское хозяйство не просто не может развиваться, даже невозможно провести посевную кампанию.

Очень серьезная затратная часть уходит на инвестиционные проекты. Мы поддерживаем многие инвестиции, и компенсируем часть затрат прямых инвестиций. Опять же в области животноводства – это строительство, реконструкция ферм. Например, только в 2018 году в регионе было построено и реконструировано (то есть очень серьезно модернизировано, считай, перестроено) 16 животноводческих комплексов.

Мы также тратим средства на поддержку зернопереработки, на приобретение техники. Кроме того, мы увеличили объемы финансирования производства льна. Когда-то Нижегородская область славилась этим. А сегодня в стране потребность в льне огромная, деньги государством выделяются, и мы потихоньку восстанавливаем эту отрасль.

Есть еще отдельное направление – это программа снижения кадрового дефицита в сельском хозяйстве. Вы знаете, что с начала 2019 года в Нижегородской области заработала программа поддержки молодых специалистов в сфере АПК. Это и «аграрные стипендии» для студентов, и помощь в приобретении жилья выпускникам, которые приезжают работать в хозяйства.

- Каких инвестиционных проектов не хватает сельскому хозяйству?

- Всех.

В Нижегородской области неплохо идет программа по инвестициям. Сейчас реализуется 80 инвестиционных проектов на сумму 38 млрд рублей. В результате их реализации планируется создать более 1,6 тысяч рабочих мест.

Кроме того, на 2019 – 2020 годы в пищевой и перерабатывающей отрасли в планах около десятка инвестпроектов с общим объемом инвестиций более 5 млрд рублей.

С одной стороны, это хороший показатель.

Производство - это и строительство новых животноводческих комплексов. Нужны современные технологии, современные производства. Поэтому мы уже несколько лет поддерживаем и развиваем это направление – как производство молока, так и мясной продукции.

Также мы активно поддерживаем тепличное хозяйство. Например, будем крупный комплекс площадью более 17 га начинать строить в Борском районе в этом году. Он в два раза увеличит производство огурцов и томатов в регионе.

Кроме того, сейчас в ряде хозяйств внедряется система орошения. Мелиорация позволяет значительно увеличить урожайность овощей открытого грунта – картофеля, моркови.

Очень интересное направление – производство молока мелкого рогатого скота, которое стало развиваться в этом году. В Лысковском районе уже построены фермы, сейчас завозится скот – овцы и козы, планируется производство необходимых и практически отсутствующих у нас продуктов – высококачественных сыров и йогуртов из козьего и овечьего молока с различными наполнителями.

Я был там недавно, комплекс замечательный. Будет производить то, чего в России вообще не производится. Думаю, что уже в следующем году нижегородцы смогут попробовать новые вкусные, экологически чистые продукты, производимые в нашем регионе.

Кроме того, инвестиции идут на производство сахарной свеклы. Это не только реконструкция Сергачского сахарного завода, но и приобретение новой техники, введение новых земель и т.д. Выращиванием сахарной свеклы у нас занимаются несколько десятков фермеров.

С другой стороны, всего этого пока недостаточно. Нужно больше рабочих мест в районах с достойной зарплатой, надо увеличивать рентабельность агропромышленного комплекса региона, чтобы агропредприятия чувствовали себя более уверенно.

Одним словом, инвестиции нужны везде. Не хватает их по всем направлениям. Мы движемся вперед, но не теми темпами, которыми хотелось бы.

"