Posted 24 января 2020,, 12:31

Published 24 января 2020,, 12:31

Modified 3 ноября 2022,, 18:28

Updated 3 ноября 2022,, 18:28

«Привет из 90-х»: почему в Нижний Новгород возвращаются ларьки и минимаркеты?

24 января 2020, 12:31
В Нижнем Новгороде опять начали появляться объекты нестационарной торговли (НТО) в стиле 90-х: киоски и минимаркеты ярких цветов. При этом власти неоднократно обещали очистить от них улицы. NewsNN выяснил, кто согласовывает такие проекты и продолжат ли они заполонять город.

Недавно бурное обсуждение в сети вызвала новая шашлычная «Князь экспресс» на пересечении улиц Алексеевская и Звездинка в исторической части Нижнего Новгорода. Она выполнена в ярких желто-красных тонах, а вечером вывески подсвечиваются. Само здание появилось здесь еще десять лет назад, в нем размещался продуктовый магазин, а потом салон цветов. Но выглядело оно скромнее — белое и без иллюминации. Обновленный НТО пользователи сети назвали «приветом из 90-х» и «просто дичью».

Объектов по продаже шаурмы и шашлыков во всех районах города с каждым годом становится больше. Как правило, новые НТО выглядят также, как на Звездинке — красно-желтый цвет традиционный для этих заведений.

Помимо внешнего вида, претензии у местных жителей вызывают и запахи, которые исходят из шашлычных, ведь часто они расположены вплотную к жилым домам. Так, 23 января прошли общественные слушания по вопросу благоустройства сквера около гостиницы «Заречная» в Ленинском районе. Там жители обратились к представителям администрации с просьбой ликвидировать киоск с шаурмой, труба от которой, по их словам, «чадит круглосуточно».

Конкурировать с шаурмой начали сети пирожковых — их ларьки открываются повсеместно на нижегородских улицах и остановках. Однако оформлены они не столь кричаще, как точки продажи кавказских блюд.

Еще одно новшество, которое вызвало у нижегородцев спорные чувства, это ларек по продаже кофе и разной бакалеи на остановке общественного транспорта «Площадь Минина», то есть напротив кремля. Он выполнен в форме стаканчика. Такой-же ларек установлен на главной улице Нижнего Новгорода — Большой Покровской. Мнения пользователей сети на этот счет разделились: кто-то посчитал объект «милотой», а кто-то — «Диснейлендом, который не надо разводить в центре города».

Город ждет обещанного дизайн-кода для НТО

Своей ненавистью к ларькам запомнился нижегородцам экс-глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, который сейчас находится в бегах. Активное противостояние мелким объектам торговли пришлось на 2011–2012 годы. Тогда градоначальник лично ездил в рейды по выявлению нелегальных НТО.

Эта работа продолжается и сейчас — каждый год в Нижнем Новгороде выявляют около 100 незаконно-построенных мини-магазинов. Администрация регулярно сообщает об их ликвидации. Кроме того, полномочия по заключению договоров на размещение НТО в феврале прошлого года передали администрациям районов. Ранее данными правами обладало МКУ «Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети Нижнего Новгорода» (УАТиМК).

В прошлом году для бизнесменов был открыт информационный ресурс «Город на карте», где можно узнать о законных местах размещения малых торговых объектов.

Еще мэрия планировала запретить предпринимателям размещать свои торговые точки в радиусе 100 метров от входа в стационарное предприятие общественного питания, торговли, услуг, реализующего аналогичную группу товаров, а также устанавливать НТО в радиусе 20 метров от остановок. Эти решения вызвали протесты у предпринимателей, и мэрия отказалась от своих планов.

Все эти изменения пока касаются только локации НТО, а внешний их облик или не регламентируется совсем или слабо, о чем и свидетельствуют новые ларьки в Нижнем Новгороде. Тем временем о разработке дизайн-кода для НТО говорил мэр Владимир Панов еще в августе 2018 года.

«В течение месяца некоммерческая организация „Институт развития городской среды Нижегородской области“ (ИРГС) подготовит предложения по единому макету для объектов нестационарной торговли. Мы с предпринимателями обсудим, насколько это им подходит, и только после этого появятся единые требования», — передавала слова главы города пресс-служба.

Однако через некоторое время ИРГС вообще перестал заниматься благоустройством Нижнего Новгорода, перейдя на общеобластные проекты, а в столице Приволжья была создана некоммерческая автономная организация (АНО) «Институт урбанистки Нижнего Новгорода» во главе с архитектором Зоей Рюриковой. При этом дизайн-коды для ларьков и палаток так и не появилось.

Комментируя ситуацию с шашлычной на пересечении улиц Звездинка и Алексеевская, и. о. директора городского департамента предпринимательства и туризма Андрей Моисеенко сообщил NewsNN, что внешний вид объектов определяет фор-эскиз в аукционной документации и правила благоустройства. Объект принимает комиссия, куда входят и архитекторы.

«Полноценного дизайн-кода пока нет, но эта работа ведется департаментом архитектуры. После этого должны измениться правила благоустройства, как это произошло, например, с летними кафе. В этом процессе важно компетентное участие профессионалов в диалоге с бизнесом», — добавил он.

Напомним, что ранее в интервью NewsNN Моисеенко сказал, что первая итерация дизайн-кода появится уже в августе 2019 года. Тогда же он признал, что отсутствие дизайн-кода оставляет у туристов не лучшие впечатления. «В результате формируется образ Нижнего, как недружелюбной среды. Поэтому нужно наводить порядок», — заявлял он.

Предприниматель, член совета НРО «Опора России» Ирина Садовникова считает, что городу нужны не только типовые решения в оформлении НТО, но и оригинальные.

«Дизайн-код поможет малоформатной торговле обрести единый облик, но и креативные решения тоже необходимы. Прежде чем говорить про отношение к киоску в виде стаканчика кофе, думаю, что необходимо посмотреть мнение специалистов и согласован ли подобный вид объекта с архитекторами. Отношение к внешнему виду — дело вкуса», — рассказала она NewsNN.

Собеседница также уточнила, что индивидуальный фор-скиз является неотъемлемой частью договора на размещение НТО, а согласованием индивидуального внешнего вида занимается департамент архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода на основании правил благоустройства.

NewsNN направил запрос в мэрию, чтобы узнать, какая работа по разработке дизайн-кода для НТО уже проведена, и когда правила вступят в силу. На момент публикации материала ответ в редакцию не поступил.

По информации Рюриковой, из процесса согласований НТО архитектурный проект выкинут, как лишний, «так как прокуратура признала требования к предпринимателям заказывать проекты НТО не законными». Корреспондент NewsNN обратился за комментарием в прокуратуру Нижнего Новгорода. Ответ на запрос пока не предоставлен.

Реклама на зданиях раздражает нижегородцев, но на штрафы введен морторий

Стиль 90-х сохраняется в Нижнем Новгороде не только в оформлении НТО, но и рекламных конструкциях, хотя в этом вопросе мэрия продвинулась дальше.

В 2017 году городская дума приняла «Правила размещения и содержания информационных конструкций». Нижний Новгород разбили на несколько зон, для каждой из которых прописаны допустимые виды рекламных конструкций. Каждую вывеску с тех пор нужно согласовать в городском центре градостроительства и архитектуры.

В декабре 2018 года администрация Нижнего Новгорода приняла архитектурно-художественную концепцию нескольких исторических улиц: Большая Покровская, Бетанкура, Самаркандская, Стрелка, Керченская, Варварская, Белинского, Бекетова и Нижневолжская набережная. Согласно концепции, нельзя размещать рекламу на окнах домов, под запретом оказался и самый бюджетный вариант вывески — печать на баннерах. Список улиц будет пополняться.

После этого административно-техническая инспекция (АТИ) начала штрафовать предпринимателей за вывески ненадлежащего вида. Эти меры действительно очистили центр Нижнего Новгорода от безвкусной рекламы, однако предпринимателям нововведения не понравились. Они заявили о том, что замена вывесок — это очень затратные для них мероприятия, особенно для тех, у кого несколько магазинов одной сети. Мэрия прислушалась к бизнесменами и ввела мораторий на штрафы.

Видимо, некоторые предприниматели, решили воспользоваться этим. Так, в жилом доме на площади Горького открылась «База цветов». Их огромная вывеска сделана из лампочек, которые переливаются всеми цветами радуги. Таким же образом оформлены дверь и окна. Цветочные магазины той же сети открылись еще на площади Советской и в центре Сормова.

Граждане бурно отреагировали на появление таких объектов в городе. Как пояснил NewsNN нижегородский урбанист, блогер Алексей Малафеев, для площади Горького еще не разработан дизайн-код, однако наличие такой вывески противоречит правилам благоустройства города, обозначенным в пункте 7.50. Там сказано, что «при размещении информационных фасадных конструкций запрещается размещать информационные фасадные конструкции с использованием картона, ткани, баннерной ткани, неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов».

"